История штрих-кода или о чем говорит полосатый помощник

История штрих-кода или о чем говорит полосатый помощник

3 апреля, по некоторым данным, принято считать днем рождения штрихового кода (штрих-кода) – изобретения, которое положило начало автоматизации процесса учёта и отпуска товаров, а значит, улучшило и ускорило процесс обслуживания покупателя.

Говорящие полоски

В штрих-коде, состоящем по европейскому стандарту из 13 цифр, первые две цифры обозначают страну; следующие пять – код предприятия. Последняя цифра штрих-кода – контрольная, она служит для определения подлинности кода.

Если проделать несложные арифметические вычисления с цифрами штрих-кода, есть шанс доподлинно узнать о том, настоящий продукт перед вами или банальная подделка. Вот эта формула:

  1. Сложите цифры, стоящие на четных местах.
  2. Полученную сумму умножьте на три.
  3. Сложите цифры, стоящие на нечетных местах, кроме последней.
  4. Сложите два предыдущих результата.
  5. А теперь от этой суммы отбросьте первую цифру.
  6. Из десяти вычтите последний получившийся результат.

И радуйтесь – вычисления можно закончить. Если у вас получилась цифра, равная последней, контрольной, значит перед вами оригинальный продукт. Если цифры не совпадают, перед вами, скорее всего, подделка.

Штрих-коды стран-производителей, чьи товары чаще всего встречаются на российском рынке:

талица-страны_3

Нередко на товаре можно увидеть надпись, например, «Сделано в Голландии», а код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Тут причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. И, наконец, четвертая, когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.

Мифы и правда о штрих-кодах

Миф 1. Наличие штрих-кода свидетельствует о качестве товара.

На самом деле. К качеству товаров штрих-код не имеет отношения. Он и создан-то был не столько для потребителей, сколько для производителей и, главное, реализаторов. Единственное, что может по штриховой кодировке определить потребитель, так это страну-производителя. Однако и здесь есть свои сложности. Если указанная на этикетке страна-производитель не совпадает с данными штрих-кода, это не всегда означает, что вы напали на подделку. Некоторые фирмы, производя товары в одной стране, регистрируются в другой или размещают в третьих странах свои филиалы. А возможно, это совместное производство.

Миф 2. Штриховой код на упаковку может наносить только изготовитель товара.

На самом деле. Если изготовитель товара не нанёс штриховой код, то это может сделать поставщик (импортёр). На этикетке указывается «Поставщик: наименование компании-поставщика» и его штриховой код.

Миф 3. В штриховом коде есть скрытая информация о потребительских свойствах товара – изготовителе, фасоне, цвете модели, сроке годности и так далее.

На самом деле. Штриховой код – это всего лишь уникальный номер, по которому в электронном каталоге организации-изготовителя можно отыскать данные об указанной продукции. Без доступа к этому каталогу ничего узнать нельзя. Однако по штрих-коду можно узнать производителя товара. В 1999 году была образована единая информационная система глобального регистра GEPIR, которая позволяет через Интернет получить информацию о принадлежности штриховых кодов. Для этого необходимо только зайти на российскую или главную страницу GEPIR в интернете и ввести интересующий вас код.

Миф 4. Если кода интересующего товара нет в регистре GEPIR, то товар поддельный.

На самом деле. Отсутствие введенного штрих-кода в базе данных не является свидетельством его поддельности. Например, это может быть результатом принятого во многих странах законодательства о раскрытии информации, в соответствии с которым компания в некоторых случаях по своему желанию выбирает, предоставлять данные или нет.

Это интересно!

  1. Первые штрих-коды были круглыми, т. е. привычные нам толстые и тонкие линии были замкнуты в окружность. Это было сделано для того чтобы уменьшить ошибки во время считывания, и можно бы подносить этикетку к сканеру под любым углом.
  2. Первым продуктом со штрих-кодом, который был просканирован на кассе магазина 26 июня 1974 года стала упаковка жвачки Wrigley JucyFruit. Одна их них теперь хранится в Смитсоновском музее американской истории.
  3. Штрих-коды не обязательно должны выглядеть как унылая последовательность черных и белых полос. Некоторым дизайнерам удается создавать из них целые произведения искусства, не ухудшая при этом свойств считывания штрих-кода. Это направление в дизайне упаковок получило называние «Barcode art». Вот несколько примеров такого оформления:

varianty_2

  1. В России система EAN была введена в 1986 году.
  2. Все Указы Президента РФ снабжены штриховыми кодами, начинающимися на цифру 2.
  3. Ни один штрих-код не содержит трёх шестёрок в своем коде. Вместо шестерок используются три разделительных знака, визуально похожие на кодовое обозначение числа 6.
  4. В современных смартфонах обычно есть программа, которая позволяет сканировать разные виды штрих-кодов через фотокамеру – это позволяет быстро идентифицировать объект. Благодаря этому началось массовое распространение матричных QR-кодов, в которых часто кодируют описание товара, контактную информацию или даже ссылку на сайт.

Кстати

В 2012 г., по данным «Коммерсанта», Минэкономразвития РФ обсуждало с чиновниками, бизнесменами и экспертами введение единого идентификационного кода для маркировки всех пищевых товаров. Предполагалось, что идентификационный номер будет выдавать государство, а покупатели смогут получать через интернет информацию о продуктах на любом этапе их продвижения и проверять сведения об их качестве, легальности и безопасности. Но пока разработка новой маркировки не привела к ее полноценному внедрению.

 

Навыки

Опубликовано:

03.04.2016

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: